Материальность науки

В различной эзотерической, околонаучной литературе и других публикациях можно встретить различные спекуляции на основе новых физических исследований, в которых высказывается мысль о нематериальности нашего мира. Сознанию приписывается самостоятельность, а нашему мозгу отводится роль приёмо-передатчика для связи тела с сознанием.

Вполне можно понять тех, кто не имея возможности осознать реальное устройство мира, приписывает ему самые невероятные, не подлежащие исследованию свойства, создавая удовлетворяющую его картину мира в своём воображении. Надо сказать, что с древних веков было два направления человеческой мысли. Была мысль религиозная и мысль материалистическая. Вокруг нас всегда будут явления, которые мы не можем описать формальным научным знанием. Чем шире круг знаний, тем протяжённее граница с непознанным. Религия, имея в своей основе этические ценности, опирается на некоторую модель мира, поскольку все верующие живут в этом мире, и должны чувствовать себя в нём уверенно, независимо от уровня научной подкованности.

Во многом современная наука соглашается с древними текстами священных книг. Наверное, человек живёт на земле дольше, чем сейчас представляется. Были подъёмы и падения цивилизаций, а отголоски событий и знаний дошли до нас в виде текстов священных книг. Эти книги, надо сказать, сохранялись бережнее, чем научные труды. При гонениях на учёных (а их всегда не много) их убивали. При гонениях на верующих, многие уходили в недоступные гонителям места, сохраняя свои святыни, включая и книги.

Каждый раз, при новом подъёме научного знания и уровня коммуникаций в обществе, находятся люди, которые, не отвергая веру, стараются разобраться в материальной стороне вопроса. Вера и наука не могут объединиться, не могут заменить друг друга, но могут сосуществовать. Нет большого смысла в проведении параллелей между священными текстами и материальным знанием. Духовная жизнь человека всегда находится в некотором диссонансе с материальным миром, в другом психологическом измерении.

Хуже, когда не считая себя верующими, авторы приписывают материальному миру нематериальные свойства. Не всегда можно в этом винить самого автора, который у кого-то учился. Представления о реальном мире сегодня имеют множество форм, цветов и оттенков, которые возникли в среде различных научных течений и групп, не нашедших пока общего между собой языка.

Всё же, при вдумчивом анализе опубликованных материалов о достижениях физики и математики, можно не отклоняясь в сторону мистических представлений, описать достаточно полную картину мира, пусть и с некоторыми не до конца освещёнными местами.

Сами учёные не представляют себе полную картину мира, которую они могли бы описать формальным языком. Им приходится применять сложные приёмы для согласования описаний макромира и микромира, вроде перенормировки, переходить от определённости одних законов к неопределённости в других. При переходе к масштабам мегамира, снова возникают проблемы, – явления, которые не вписываются в существующие теории. Это непрерывный процесс познания, который никогда не закончится.

И всё же, иногда есть смысл обратиться и к нелюбимым физиками философам, посмотреть как бы со стороны на имеющийся арсенал научных знаний, и попытаться составить своё представление о мире, в котором мы живём. Для кого-то такой необходимости нет. Им достаточно, что есть земля, вода, воздух, хлеб и развлечения. Другим этого не достаточно. Они не могут чувствовать себя уютно в мире, который не умещается в их представление о нём. Но вера и знание имеют отведённые для себя места в сознании. Для современного человека незнание вызывает, нередко, чувство дискомфорта.

Как же можно представить себе мир, который даже учёные описывают несколько противоречиво и не очень складно. Меня на представление о такой возможности натолкнуло чтение Хайдеггера (Бытие и время). Изложение сложное, много терминов, значение которых осознаётся с напряжением. Но, как оказалось, идея сама достаточно проста, а всё простое сложно описывается.

Учёные, в какой-то степени, загоняют себя в угол, не допуская пересмотра постулатов, выдвинутых ими же самими, и которые невозможно доказать. Постулат о скорости света, постулат о пространственно-временном континууме. Время идёт, масштабы вселенной, которая открывается взорам учёных, расширяются. Когда-то были непересекающиеся параллельные прямые и закон Ньютона, позднее появилась геометрия Римана, геометрия Лобачевского, квантовая механика и теория относительности. Но по существу, человек сохранил представления, которые он имел ещё в доисторический период, пусть с небольшой модификацией. Было представление об абсолютном пространстве и абсолютном времени. Теперь пространство и время объединили в одну четырёхмерную структуру, которая стала ещё и «резиновой», взаимодействующей с массивной материей. Наблюдаемые свойства мира даже на больших скоростях, с большими массами и расстояниями стали хорошо описываться математическими формулами.

А если пойти дальше? Полезная формула и суть процесса, который она описывает, совсем не одно и то же. Но формула завораживает.

Куда же дальше можно продолжить свой путь? Вот карта:

1. Признать правоту некоторых учёных, утверждающих, что времени нет. При этом пространственно-временной континуум становится лишь математическим описанием, подходящим к условиям его применения.

2. Пространство признать свойством материи, а гравитацию следствием наличия свойства «Пространство». Нелогичность данного шага быстро развеется, когда вы захотите представить себе multiverse — мультивселенную, которую учёные предлагают нам для понимания устройства мироздания.

3. Основным законом мироздания признать закон причинно-следственных связей. В общем, этот закон всегда признаётся, но в гипотезе Большого Взрыва он забуксовал… И время пришлось создавать вместе со вселенной. На мой взгляд, это уже идеализм, который допустим в религии, но мы говорим о материалистической науке. Если идея Большого Взрыва может быть истинной, то, пожалуй, надо задуматься об истинности понимания сущности «Время».

Не будем долго рассуждать, перейдём к изложению нового представления о мироздании.

(Visited 25 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *